Про фильм "В июне 41-го": Драматическая любовная история разворачивается на фоне первых дней Второй мировой войны. 20-летняя американка Роза Ашкенази приезжает в маленькую белорусскую деревушку, родину ее родителей. Она хочет собрать музыкальный материал для бродвейского мюзикла. Девушка появляется в Ждановичах 20 июня 1941 года. Через два дня нацистские войска, начавшие наступление на Советский Союз, сгоняют все население деревушки в синагогу и сжигают беспомощных людей заживо. И только Розе удается спастись. Вместе с русским офицером Иваном Антоновым, уцелевшим после гибели своего батальона, Роза пытается догнать стремительно отступающий русский фронт. Между героями вспыхивает настоящая и поэтому трагическая любовь... Фильм "В июне 41-го" стал последней картиной известного белорусского кинорежиссера Михаила Пташука, трагически погибшего после съемок фильма. Именно после его картины "В августе 44-го" с Мироновым и Галкиным русскоязычный кинематограф как прорвало на новое кино про войну, благодаря чему весь цвет отечественного актерства, отнюдь не только призывного возраста, примерил солдатскую и офицерскую форму. Пташук, увы, не дожил до нынешнего расцвета жанра, в котором ему, пожалуй, было бы что еще показать. "В июне 41-го", особенно поначалу, смотрится как захватывающий эксперимент: актеры вроде почти все "свои" - российские, белорусские. Материал - самый, что ни на есть родной, выстраданный: первые дни Великой Отечественной, продвижение гитлеровцев вглубь страны, изничтожение мирных деревень, неорганизованное отступление наших войск... А исполнение, между тем, самое, что ни на есть экспортное, с явной оглядкой на Запад (спасибо продюсеру Ливневу). Главная героиня фильма - молодая американка еврейского происхождения, она же - рассказчица, собственные воспоминания за кадром озвучивает, и значит, останется жива.
В ролях: Нора Зетнер, Юрий Колокольников, Павел Константинов, Марина Голуб
Режиссер: Михаил Пташук
Производство: Россия, 2004
Даже не знаю, что добавить после анонса про бродвейский мюзикл и "экспортное исполнение". Царство небесное Пташуку, но то что отечественное кино "прорвало" (по большинству фильмов - как канализацию) на военную тематику - это не показатель прогресса. К сожалению, война, и прежде всего, Великая Отечественная, сегодня воспринимается как коньюктурная тема. К очередной годовщине (а особенно к юбилеям) снимаются (осваивая зачастую бюджетные деньги) поделки, по которым малочитающая молодежь составляет извращенное мнение о истории. Так и получается, что войну выиграли "штрафбат", или "сволочи", выданные больным воображением сценариста. Понятно, что и в советских фильмах не всё правдиво показано, но "Они сражались за Родину" - и по режиссуре, и по актерскому составу на голову стояли, и будут стоять выше современных поделок. И никакие компьютерные эффекты не заменят творчества авторов-фронтовиков.
А нам, по диплому - учитель истории и обществоведения, надо хотябы со своими детьми делиться знаниями. Иначе - никакая школа-институт не помогут.