«Нам нужны такие корабли на море,
Чтоб с любой волной могли они поспорить,
Маяки нужны и нужен нам локатор,
А еще нам верные нужны ребята.
И тогда вода нам, как земля…»
(песня «Экипаж – одна семья»)
«I am He as You are He as You are Me
and We are all together»***.
(I am the Walrus. BEATLES)
*** Тарабарщина:
«Я – это Он, как Ты – это Он,
Как Ты – это Я
И мы – одна семья»
(«Я – Морж» Битлз)
«КАК УСТРОЕН ФЛОТ»
Флот устроен сложно, запутанно и нелогично. Для человека «со стороны».
Для людей, имеющих прямое отношение к флоту, ничто никаких проблем и неудобств не составляет. И вопросов не возникает также. Это, как дышать или сглатывать слюну. Рефлекторно. Я бы сравнил флот со сложной системой, где не все понятно, что к чему, и не всегда рационально объяснимо. Но все работает, вопреки всему.
Например. На флоте есть те же строительные части. С тем же принципом комплектования л/с срочной службы (по остаточному). Только на их погонах вместо «СА» красуется «Ф». Но, на том же флоте есть судоремонтные батальоны (при судоремонтных заводах). Тот же хозрасчет, тот же военно-строительный отряд. Да не тот же. Л/с там носит звание «матрос» и морскую форму. Офицеры все в морском и многие – выпускники серьезных инженерных училищ ВМФ. «Матросы» - «военные строители» в основном славяне. Никаких судимостей (с атомными лодками люди дело имеют). Зачастую, это – токари, слесари, фрезеровщики, сварщики, судосборщики и проч. с достаточно хорошей, а иногда и высокой, квалификацией. Я видел «матроса», у которого после всех вычетов за еду и форму оставалось 500-700 рублей в месяц. Больше, чем у командира части. Так, как часть на хозрасчете, а военный заказ (ремонт АПЛ или ракетного крейсера) всегда дорог, на камбузе (в матросской столовой) столики на четверых с накрахмаленными скатертями, вазы с фруктами, каждый день – свежая выпечка, мясо от пуза, гарнир без червей, котлеты с ладонь и из настоящего мяса и проч. Вы такое видели? В ВМФ СССР такое было.
Кроме военных строителей, на флоте есть еще учебные отряды, всякого рода склады, МИС (морская инженерная служба), Береговые части (морская пехота, береговая артиллерия и т.п.), морская авиация (в простонародье «бакланы»), есть особый отдел («ребята из горячего цеха»), есть судоремонтные заводы, арсеналы, пункты перегрузки ядерных реакторов. Есть лаборатории, госпитали и плавучие госпитали. Есть разведка и контр-разведка, ГРУ («боевые пловцы»). Есть военные переводчики. Свои клубы и дома офицеров флота. Гидрографическая служба. Аварийно-спасательная служба. Есть ансамбль песни и пляски, комендатура и органы юстиции. Много чего есть на флоте. И, конечно, есть корабли, подводные лодки, катера, специальные плавсредства… И ЛЮДИ. Военные и гражданские. И это все – флот.
Я видел генерала – самодура. Выжившего из ума дебила, кот. приезжал в военно-строительный отряд с оркестром и самолично пришивал воину-строителю пуговицу к нестиранному ха/бэ. Но я не видел ни одного подобного адмирала. Чтобы адмиралить, нужна высокая квалификация. Дебилы там не выживают. Слишком дорого для государства.
Люди флота – замкнутая каста. Они говорят на другом языке, живут в других биологических ритмах. У них свой Устав (Корабельный) и свой лексикон (Командные слова). И так живут не только военные. Они несут ЭТО домой. А, т.к. военно-морские базы - территории, как правило, замкнутые, то и получается: жена дома делает приборку, протирая пол (у особо продвинутых палубу) не тряпкой, а ветошью. Дома нет никакого туалета. Гальюн. На кухнях (у некоторых, камбузах) вместо табуретов, баночки. Люди не отдыхают и отключают телефоны, а ложатся на грунт и убирают выдвижные устройства. Мой отец не сморкается, а продувает цистерну головного балласта. Если ему кажется это словосочетание длинным, он просто «продувает среднюю».
Более того. Военные моряки создают семьи, чтобы плодить и воспроизводить военных моряков. Будущих командиров отличных боевых частей или будущих жен будущих командиров отличных боевых частей.
Из моих одноклассников по Лиинахамари военными моряками не стали только трое. Двое по здоровью и один, т.к. еврей и убежденный сионист. Да и по здоровью тоже. Стекла его очков могут соперничать с линзами телескопа. Остальные все прошли через ВМФ.
Флот, как я уже писал, абсолютно алогичен. Например, крейсер «Адмирал Кузнецов». Корабельный состав там ест по одной «норме», летный по другой, а авиационные техники – по третьей. Ладно. Техники – не летчики. Понятно. Но от плавсостава они ЧЕМ в ЭТОТ период (когда корабль в море) отличаются? Они что, на берегу?
Или вот еще. Я знаю человека, кот. провел на подводной лодке столько, что капитан Немо в сравнении с ним – матрос первого года службы. И человек этот носит гордое сухопутное звание «майор». «Доктора» на флоте имеют исключительно сухопутные звания. И знаю капитана первого ранга, который море видел только в санатории в отпуске, а всю службу провел на Центральном Узле Связи ВМФ СССР в Подмосковье.
Места служебного обитания флотского люда – тема отдельная. Самые военно-морские люди – это военная юстиция. Прокуроры всякие. Звания у них сухопутные, но стены кабинетов сплошь увешаны художественными фотографиями различных кораблей, ложащихся на волну. По столам и стеллажам макеты подводных лодок. Настольные часы – штурвалы. Музей, блин. Создается впечатление, что хозяин кабинета либо засадил в кутузку весь экипаж атомного ракетного крейсера, либо командует флотом. Как минимум. С другой стороны, ни у своего комбрига, ни даже у комэска я не видел ни одной фотографии или самой захудалой модельки ПЛ. И чего их моделировать? Вон они, родимые, у пирса бортами трутся…
Вот так странно устроен флот. И все же, больше половины народа, имеющего к нему отношение, любит его беззаветно.