Уже сам по себе факт того, что вам всем (и без моего позднего участия) не дают покоя вопросы
- о "замполитстве", как о
сомнительно - полезном социальном явлении;
- об эффективности и качестве обучения в СВВПСУ
не может не радовать. Это значит, что вы думаете о прошлом. Думая о прошлом, вы намечаете себе ориентиры на будущее, а не "толкаете" с трибун навязшие на зубах лозунги "о светлом будущем".
Апостериорно я хочу сказать следущее
1 -
по поводу "замполитства". Сейчас можно сколько угодно сотрясать воздух пустопорожними разговорами в поисках истины. Нужно ли это? Думаю, что нет. Было время, когда "замполитство" было неотъемлемым атрибутом бытия "новой исторической общности людей". Сегодня с этим нужно смириться - что было, то было. Надеюсь, что более такого в нашей жизни не будет. Каждый человек должен быть сам себе "замполитом", т.е., в первую очередь, человек должен быть честным и искренним перед самим собой. А пользы от "платных слуг народа" не было и не будет.
2 -
по поводу обучения. На моей памяти никто и никогда не поднимал вопрос о том, хорошо или плохо учили нас в "системе"; никого не мучил вопрос о том, какие дисциплины пригодились нам по окончании училища, а какие нет....
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Даже лекции по таким "изыскам", как общественно-политические науки мы слушали с интересом. Историю КПСС нам читал на 1-м курсе полковник (гвардии) Муравьев Алексей Сергеевич - начал войну командиром взвода, младшим лейтенантом, дошел до Берлина. Во время семинарских занятий он вспоминал такие пикантные подробности своей службы, что волосы дыбом вставали (это был 1972-й год - строгие времена). Философию нам читал бывший гвардии танкист (вся грудь в колодках орденов и медалей) полковник Борис Матвеевич Чубайс, да-да, героический папа нынешнего пресловутого главного электромонтера. Слушали его лекции с интересом - без мата он не мог связать двух слов. Мы, будущие инженеры, гордились этими людьми, а они называли нас "сынками", даже на занятиях. МКРД и НК читала нам какая-то эпатажная личность в звании мотострелкового подполковника по фамилии Петухов. Не будем рассуждать о нужности этого предмета, но на лекциях он "зажигал"(!!!) - его и слушали, затаив дыхание, и конспекты успевали писать. Кстати, у вашего покорного слуги был лучший конспект по НК в роте. Перед семинарами по НК, обычно, проводилась контрольная работа (НК мы сдавали госуд. экзаменом); при этом полковник Мартынов требовал от нас "не исходить словесным поносом на бумагу" (дословно), а излагать свои мысли в виде блок-схем и таблиц - "Ведь вы же инженеры!!!". Я не могу сказать, что эти предметы нам были не нужны. Другое дело, что мы не применяли эти знания в повседневной деятельности. Но для самого общего развития они не были лишними. Другое дело - ППР. Читал нам эти премудрости капитан 1 ранга Ширяев. Звали мы его - "Плевок из будущего", и этим было сказано всё. Вот здесь и можно сказать о другом аспекте т.н. "противоречий" - никто не говорил о том, что все преподаватели - политработники были прокажёнными. Всё зависело от конкретного человека. Так же было и на флоте.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ - приведу только один пример.
Обшая физика - докт. физ.-мат наук, проф. ТОДЕС О.М. - разработчик
теоретических основ боевого применения оружия, принципы действия которого базируются на прикладной теории объемного взрыва (недавно были сообщения об испытании чего-то нового из этой серии) .... простите великодушно, я криво изложил это предложение. Начертательная геометрия, высшая математика, общая химия - тоже "тузы козырные" читали нам эти предметы.
ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - теормех, сопромат, теория упругости, теория механизмов и машин/ детали машин, гидравлика и т.д. - наиболее интересные предметы. Разбираться в тонкостях эти предметов считалось для курсанта за честь. Да и преподаватели были отменные.
Сопромат - докт. техн. наук.,проф. Е.С. Гребень, человек, который выполнил расчет прочности конструкций моста Алесандра Невского в Ленинграде (500 раз статически неопределимая система - !!!).
Теормех - докт. техн. наук, проф. С.И. Моисеев, выпускник кораблестроительного факультета ВВМИОЛУ им. Дзержинского с золотой медалью; служил на Северном флоте командиром плавучего дока; попал под хрущевский "миллион двести", после увольнения в запас - кандидатская и докторская по геофизике (теория подземного ядерного взрыва).
Гидравлика - засл. деятель науки и техники РСФСР, докт. техн. наук, проф., полковник П.П. Кульмач. Невозможно было бы стать ИНЖЕНЕРОМ без знания этих чисто теоретических наук.
НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!!!СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ - к сожалению, здесь было очень много теории.
Пригодились самые общие знания. Практические навыки приобретались в ходе повседневной деятельности.
ВОЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ - начальная военно-морская подготовка, тактика и инж. обесп. боя морск. пехоты, история военно-морск. искусства, военно-морск. география, боевые средства флота. Вы не поверите! Пригодилось!!! "Путешествуя" по стране в должности командира водолазного отряда, мне приходилось общаться с такими настоящими "горячими флотскими парнями", что без знания основ этих наук я бы выглядел в их глазах откровенным идиотом.
Отсюда два вопроса. Почему у выпускников нашего училища не возникает и тени сомнений по поводу нашей подготовки в училище? Почему у вас возникает этот вопрос? Как пел В.С. Высоцкий - "Мишку мучает вопрос - кто здесь враг таинственный? А ответ ужасно прост, и ответ единственный...."
В том виде, в котором существовало СВВПСУ в те годы, оно являло собой неустойчивую структуру, лишенную смысла. Я помню эти постоянные переписывания учебных программ и методичек, риторические заклинания дяди Васи Коротаева по поводу совершенствования методик преподавания, новаторские подходы "Бандита"
....
А единственные справедливые судьи - потребители конечного продукта, т.е. вы все - сегодня ломают голову в поисках ответа.....
Я прошу вас всех меня заранее простить великодушно за излишнюю категоричность моих суждений, но я вынужден сказать, что
в том виде СВВПСУ не имело права на существование. Училище являло собой синекуру для целой плеяды деятелей, готовившихся к выходу на пенсию в тяжелых климатических условиях Крыма. И мне там было "служить" просто невмоготу. Да и "Бандиту" тоже...