При первом же знакомстве со списком личных «побед» немецких летчиков невольно пора¬жаешься их большому количеству. Особенно, например, когда видишь списки побед 15 лучших германских летчиков, в которых фигурируют цифры от 200 до 352 сбитых советских самолетов. А если еще и сравнить их списки со списками побед 15 наших лучших летчиков, то любой по идее-то должен впасть в уныние. Ведь там фигурируют цифры от 41 до 62 сбитых германских самолетов. Соотношение в диапазоне 1 : 3,225-4,878-5,677-8,585! А на самом деле что было?!
А на самом-то деле было вот что. Сразу же обратим внимание на одну деталь, суть которой ярко высвечивает всю лживость попыток оскорбить наших летчиков подобными подсчетами. Под конец прошлого века в смоленском издательстве «Русич» в переводе с английского на русский язык была издана книга Майка Спика «Асы люфтваффе» (1999). В книге приводятся два списка. Первый — обширный список германских асов в количестве 260 человек, имевших не менее 60 «побед» (почему в кавычках — об этом чуть ниже). Второй — значительно короче, состоит из 123 германских асов, которые погибли в годы войны. Причем М. Спик указывает, когда и где они погибли. Так вот из 123 указанных М. Спиком 72 германских аса сложили свои буйно непутевые головушки именно же на Восточном фронте. Остальные 51 — на всех иных фронтах. Что означают эти цифры? А означают они непреложный факт — 58,5% германских асов погибло от рук советских летчиков! Понимаете, в чем дело-то?! Не 58,5% всех немецких летчиков, а именно же 58,5 % германских летчиков-асов погибло от рук славных сталинских соколов! Значит, уже выбит фундамент для любых околонаучных рассуждений о том, что-де германские летчики были лучше! Иначе не было бы такого процента гибели именно их асов именно же на Восточном фронте. Но, это, что называется, во-первых. А вот «во-вторых» и вовсе поставит жирную точку на всех этих рассуждениях. Явно по научному недосмотру М. Спик добросовестно указал, что с 22 июня 1941 г. и до конца 1943 г. на Восточном фронте погибли, пропали без вести или были захвачены в плен 41 германский ас, а на всех остальных — всего 18. А вот это означает уже факт куда более важный, чем предыдущий. В самый тяжелый для Красной Армии и вообще для всего Советского Союза период, то есть до коренного перелома в войне, а он-то, как известно, был закреплен победой на Курской дуге в начале второй половины 1943 г., на Восточном фронте сгинули 57 % из всех сгинувших на этом фронте германских асов! Так что, миль пардон, о каком же превосходстве германских летчиков и тем более асов может идти речь, если славные сталинские соколы навечно успокоили 57% асов люфтваффе в самый тяжелый для страны период?! После же Курской битвы господство в воздухе было уже за советской авиацией. « А в целом в течение войны загнали в безвестные могилки 58,5 % германских асов! Так вот и спрашивается, что это были за асы такие, если славные сталинские соколы навечно успокоили их в самое тяжелое для себя время?! Да и вообще, ведомо ли мифотворцам, что, как подсчитал профессор, доктор философских наук, генерал-лейтенант авиации В.В. Серебрянников, с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. на советско-германском фронте потери советских самолетов составили 43 100 самолетов, а потери авиации агрессора 58900! Ну и кто же в таком случае асы, причем именно же в массовом порядке?! Надеюсь, и без особых разъяснений понятно.
Если честно, то придется признать, что подавляющая часть германских асов — дутые фигуры. И вот почему. Для начала позвольте немного ошарашить оригинальными цифрами, красноречиво объясняющими, что такое германские асы. Взгляните на нижеприводимую таблицу и если вы не обхохочетесь над германскими асами, то уж и не знаю, чем еще вас рассмешить.
Так вот кто-либо может вразумительно объяснить, каким это образом «непосильным трудом» агрессоров наработанное на Восточном фронте летное мастерство германских асов вдруг начисто испарялось на Западном фронте, или, по меньшей мере, в десятки и сотни разов съеживалось до едва заметного состояния?!
Не знаете?! Так ведь ответ-то буквально прет из таблицы! Дутые они асы, и точка! Точнее, просто мухлежники обыкновенные, и ничего больше! Почему мухлежники обыкновенные?! Да потому, что, например, одно дело как в тире расстреливать стоящие на земле крыло в крыло самолеты, но другое дело вести настоящий воздушный бой с нашими соколами. Или, например, мухлежники они еще и потому, что если ВВС Красной Армии теряли, к примеру, один самолет, то немцы записывали себе три. Так, например, случилось в битве на Кубани в середине войны. Наши тогда потеряли 750 самолетов, однако не к месту «бравые» тевтоны-летчики отчитались перед своим командованием за 2280 сбитых советских самолетов! И не надо думать, что это единичный случай. То была система, немецкая система, в основе которой, лежал принцип «доказательства», бази¬ровавшийся на показаниях фотокинопулемета! В переводе на нормальный язык это означает, что в качестве «победы» тевтонские летчики записывали себе факт стрельбы по советскому самолету, а не факт реального уничтожения!
Могут, правда, не без умысла припомнить, что немецкие летчики ко всему прочему заполняли целую анкету на сбитые советские самолеты, которая состояла из 21 пункта!? Вот это бюрократия и канцелярщина! Тут они даже нас перещеголяли. Кстати, пункт № 9 этой анкеты требовал подтверждения свидетелей. Однако тут вот какое дело. Немецкие летчики-истребители летали парами. И прямое провоцирование мухляжа было заложено именно этим обстоятельством! Потому что они преспокойно договаривались по очень простому принципу — сегодня ты подтвердишь, что я сбил самолет, а завтра я тебе подтвержу! И все! Подтверждая подобным образом свои якобы победы, летчики люфтваффе становились асами и получали от фюрера всевозможные награды. Но асы-то они были дутые от «ать» до «ять»! Потому как если ты действительно ас, то, миль пардон, какое может иметь значение перевод с одного фронта на другой?! А ведь едва только какой-либо из этих тевтонских асов попадал на Западный фронт, их летное мастерство либо начисто испарялось, либо как минимум скукоживалось в десятки и сотни раз, вплоть до едва заметных величин! И это асы?! Не говоря уже о том, что большинство этих асов было уничтожено сталинскими соколами.;
Какие это асы, если в люфтваффе широко был распространен сигнал тревоги «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Покрышкин»! Этим сигналом они оповещали всех своих летчиков, чтобы они немедленно смылись из района боя, так как в воздухе появился прославленный советский летчик-истребитель. А.И. Покрышкин. А ведь у него в списке всего 59 сбитых самолетов, в то время как у «главного аса» люфтваффе Э. Хартмана — 352. Так кто же в таком случае ас — Покрышкин или Хартман, если сами немцы выдавали такой сигнал тревоги?! Надеюсь, и без подсказки ясно, кто. Таким же реальным асом был и Кожедуб, а также их славные боевые товарищи.
Можно посмотреть на тевтонских асов с другой стороны. У того же Баркхорна выходит одно сбитие своего самолета приблизительно на 123 боя, у иного аса — Рудорффера — одно на 17 боев, а у нашего прославленного Кожедуба ни одного за все его 120 боев! У Хартмана один прыжок с парашютом на 200 боев, а Кожедуба — ни одного! Ну и кто в таком случае ас?! Надо полагать, что ответ очевиден.
Да и вообще, о каких германских асах можно говорить, если того же Хартмана наши сбивали 4 раза, причем однажды даже взяли в плен, но, к сожалению, сбежал мерзавец. То есть одно сбитие на 88 «побед».
Имевшего 301 «победу» Г. Баркхорна сбивали 9 раз, то есть одно сбитие на каждые 33 «победы». Кстати, навечно этого аса успокоили летчики Покрышкина. Не отставала и эскадрилья Кожедуба, которая завершала «разборки» с очередной эскадрильей германских асов со счетом 6:1 в свою пользу. Кичившийся своей 221 «победой» Г. Берр был сбит 18 раз, то есть одно сбитие на 12 «побед».
О каких германских асах можно говорить, если наши авиаштрафники за пару дней расправлялись с их эскадрильей. Один из самых лучших летчиков СССР, Герой Советского Союза Иван Евграфович Федоров по прозвищу Анархист, во время войны некоторое время возглавлял о штрафную авиагруппу. Так вот, самой громкой победой этой группы, нанесшей не только колоссальный боевой урон, но и непреодолимый моральный ущерб люфтваффе, явилась победа над знаменитой группой немецких летчиков-асов во главе с полковником фон Бергом. Дело в том, что создание штрафной группы Федорова совпало с появлением группы полковника фон Берга на том участке фронта, где воевали первые. Впоследствии Федоров вспоминал: «У их командира полковника фон Берга на стабилизаторе красовался трехглавый дракон. Чем же эти асы занимались? Если на каком-то участке фронта наши дерутся хорошо, то они прилетают и бьют их. Потом перелетают на другой участок... Вот нам и поручили прекратить это безобразие. И мы за два дня всех немецких асов этой группы ухлопали »! А ведь в эту группу входили 28 асов люфтваффе! Ну и что это были за асы, если, как изящно выразился И.Е. Федоров, их ухлопали за два дня?!
Конечно, все изложенное выше не должно создавать впечатления, что-де слабый был противник, в данном случае в лице люфтваффе. Ни в коем случае. Противник был, но считать его чуть ли не поголовно асами, как это пыталась представить еще во время войны геббельсовская, а после войны также и западная пропаганда, нет никаких оснований. Кстати говоря, западная пропаганда нагло крадет сбитых на Восточном фронте немецких летчиков, представляя их сбитие как достижение англо-американской авиации!? В расчете на одну советскую эскадрилью крадут в среднем от 3 до 5 сбитых германских летчиков. Понять западных мухлежников можно. Надо же как-то показывать успехи англосаксов в той войне, а то ведь кроме варварских бомбардировок гражданского населения Германии, за ними мало что числится! К примеру, даже по данным Геббельса, к концу 1944 г. англо-американская авиация угробила 353 тысячи мирных жителей, 457 тысяч человек ранила, а миллионы оставила без крова! Автор, конечно, весьма далек от искреннего сочувствия немецким бюргерам — как-никак, но свое коричневое «счастье» они сами избрали, за что и получили по полной программе. Но все же англосаксы объявили войну нацистскому режиму, а не немцам как нации. Тем не менее прежде всего они бомбили гражданское население, причем делали это вызывающе нарочито. И в то же время союзники столь «оригинально» бомбили объекты военной промышленности рейха, что она ежемесячно увеличивала объемы производства?! И так продолжалось до тех пор, пока за дело не взялась советская бомбардировочная авиация.
А в целом надо сказать, что в ситуации хотя бы относительной безнаказанности летчики люфтваффе вели себя как настоящие варвары. Но как только появилась сила, способная самым кровавым образом «надраить им морду лица», да еще отправить их к праотцам, они предпочли не связываться с такой угрозой. Особенно на Восточном фронте. Драпали от наших летчиков так, что только пятки сверкали.
Ряд приказов в Красной Армии о награждении советских летчиков (приводились в теме «ХХ век. История СССР. Наши оценки») от 19.08.1941 г. № 0299, от 17.06.1942 г. № 0489 устанавливали размеры наградных денежных выплат за сбитые самолеты противника и боевые вылеты.
Если приглядеться к этим приказам, то достаточно легко заметить, что вроде бы в них объективно присутствует шанс для приписок. Однако в реальности все было иначе. Ветераны летчики всегда особо отмечают, что в действительности на фронте с этим было очень строго —• с подтверждением сбитых немецких самолетов дело обстояло тяжело. Причем с каждым годом войны все строже и строже. Необходимо было подтверждение падения сбитого немецкого самолета постом ВНОС, фотоконтролем, пехотинцами, агентурными данными, в том числе и зафронтовой разведки, а также другими источниками, включая и разведгруппами, временно находившимися за линией фронта и видевшими воздушный бой и его результат. Как правило, все это по совокупности; Сo второй половины 1943 г. такой подход существовал уже не «как правило», но как строжайше соблюдавшийся принцип. Свидетельства ведомых и других лётчиков в расчет не принимались, сколько бы их ни было. Принцип соблюдался настолько строго, что даже у сына Сталина Василия числится всего три лично им сбитых самолета за всю войну. А ведь кому-кому, но уж ему-то могли запросто и приписать и найти необходимое количество соответствующих подтверждений. Однако ничего подобного не было. Подчеркиваю, что указанный принцип соблюдался очень и очень строго.
Ко всему прочему хотелось бы обратить внимание и на особо четкую градацию видов боевой работы летчиков, которая фигурирует в процитированных приказах. Именно эта градация и являлась первым заслоном на пути возможного искуса приписок. Потому что в летных книжках и иных документах летчиков всегда и сразу же отражаются все его вылеты с указанием характера задания и времени суток, в период которого они выполняли боевое задание. День с ночью тут уж не спутаешь. К тому же боевым вылетом вчитался не только тот вылет, который заканчивался воздушным боем. В эту категорию попадали и вылеты на сопровождение бомбардировщиков или штурмовиков, а также с разведывательным заданием. Так что не до искуса было. Не говоря уже о том, что на всех инстанциях чрезвычайно строго отслеживали истинное положение дел с результативностью боевой деятельности ВВС.
Вот почему у наших летчиков, в том числе и у асов, значительно меньше число сбитых немецких самолетов.